Традиционный закон управления самолетом на посадке, основанный на методах классической теории автоматического регулирования, работает недостаточно эффективно в условиях резкого изменения скорости ветра. В настоящее время изучаются возможности построения законов управления на новых принципах. В частности, предлагается минимаксный способ управления, опирающийся на методы теории позиционных дифференциальных игр [6, 8]. Применение методов этой теории к задаче посадки описывается в [2, 4, 5, 9]. Минимаксный способ управления является релейным, т. е. предполагает возможность быстрого изменения управляющего воздействия от одного крайнего значения к другому. При этом может возникнуть так называемый скользящий режим, характеризующийся быстрой и частой перекладкой рулевых органов. Следует отметить, что наличие скользящих режимов — характерная черта дифференциальных игр, связанная с существованием сингулярных поверхностей особого вида, беспроигрышное движение по которым при оптимальном действии противника может осуществляться лишь в форме скользящего режима. Если же противник (помеха) действует не оптимально, то управление, обеспечивающее хороший результат, можно реализовать и без скользящего режима.
В настоящей работе предложен комбинированный способ управления, сочетающий в себе положительные качества традиционного и минимаксного способов. Структура комбинированного способа управления выбрана из соображений, позволяющих избежать скользящих режимов в очевидных ситуациях, например, когда самолет совершает малые блуждания около номинальной траектории захода на посадку.
Формат PDF: sbor1990uds_1.pdf (размер файла 12 Мб)
Формат DjVu: sbor1990uds_1.djvu (размер файла 126 Кб)
Боткин Н.Д., Жуков С.П., Красов А.И. Комбинированный способ управления самолетом на посадке / Управление в динамических системах: Сб. науч. трудов, ред. А.И. Субботин, В.Н. Ушаков. Свердловск: УрО АН СССР, 1990. C. 18–30.
1. Алгоритмы и программы решения линейных дифференциальных игр: Мат-лы по математ. обеспечению ЭВМ. Свердловск: ИММ УНЦ АН СССР, 1984.
2. Боткин Н.Д., Кейн В.М., Пацко В.С. Модельная задача об управлении боковым движением самолета на посадке // ПММ. 1984. Т. 48, вып. 4. С. 560–566.
3. Дитенберг М.А., Хейнс П.А., Луэрс Дж.К. Реконструкция условий авиакатастрофы в Новом Орлеане // Аэрокосмическая техника. 1986. N 5. С. 3–15.
4. Кейн В.М., Париков А.Н., Смуров М.Ю. Об одном способе оптимального управления по методу экстремального прицеливания // ПММ. 1980. Т. 44, вып. 3. С. 434–440.
5. Корнеев В.А., Меликян А.А., Титовский И.Н. Стабилизация глиссады самолета при ветровых возмущениях в минимаксной постановке // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1985. N 3. С. 132–139.
6.Красовский Н.Н., Субботин А. И. Позиционные дифференциальные игры. М.: Наука, 1974.
7. Системы цифрового управления самолетом / Под ред. А.Д. Александрова, С.М. Федорова. М.: Машиностроение, 1983.
8. Субботин А.И., Ченцов А.Г. Оптимизация гарантии в задачах управления. М.: Наука, 1981.
9. Титовский И Н. Игровой подход к задаче синтеза управления самолетом при заходе на посадку // Уч. зап. ЦАГИ. 1981. Т. 21, N 1. С. 85–92.
10. Ivan M. A ring-vortex downburst model for real time flight simulation of severe wind shears // AIAA Flight Simulation Technolog Conf. St. Louis, 1985. P. 57–61.